Главная > Художественная гимнастика, как выбрать секцию?

Художественная гимнастика

Спорт или искусство?

Основными разновидностями гимнастики являются спортивная и художественная. Общей чертой является способ оценивания на соревнованиях. Победителя определяют по оценкам, выставляемым бригадой судей. Каждая из видов гимнастики имеет свои особенности. Спортивной гимнастикой занимаются юноши и девушки. Художественная – преимущественно спорт для девушек. В спортивной гимнастике используют специальные снаряды, (отличаются у юношей и девушек). Упражнения на них подчёркивают силу, гибкость, чувство равновесия. В художественной гимнастике демонстрируется пластика, грациозность, музыкальность в сочетании со сложнейшими манипуляциями предметами.

Огромную популярность набирает художественная гимнастика. Раньше этим видом спорта занимались только девочки с астеническим телосложением (высокие, худые), остальных тренеры просто не брали в спортивные группы. Сегодня, художественной гимнастикой занимаются все желающие. Современные правила составлены таким образом, что даже не совсем «фактурная» гимнастка может заработать высокую оценку, благодаря виртуозному владению предметом, скорости, артистичности.

Оценивают выступление две бригады судей.

  • Бригада D (состав бригады 4 судьи) оценивает техническую сложность выполняемой гимнасткой композиции. Причём двое судей (D1 и D2) следят за выполнением движений тела (равновесия, прыжки, повороты, танцевальные дорожки), фиксируют каждый выполненный элемент. Определяются стоимость, записывается специальными символами в карточке. Судьи D3 и D4 фиксируют выполнение трудностей предмета, рисков (динамические элементы с вращением во время высокого броска предмета). Чем выше стоимость качественно выполненных элементов и больше выполнено трудностей с предметом, тем выше оценку может заработать гимнастка по бригаде D.
  • Исполнение оценивает бригада E, (состав 6 судей). Судьи E1 и E2 оценивают артистический компонент выступления, выставляя сбавки за ошибки в композиции, неэмоциональное выступление, не попадание гимнасткой в музыку. Судьи E3-E6 выставляют сбавки за технические ошибки, выполненные гимнасткой. Сюда относится потеря предмета, ошибки техники выполнения элементов тела и работы предметом. Сбавка фиксируется как среднее арифметическое двух центральных оценок (самая высокая и самая низкая сбавки не учитываются). Общая оценка исполнения определяется благодаря вычитанию полученных сбавок из 10 баллов.

Итоговая оценка определяется суммой, полученных оценок по бригадам D и E.

С какого возраста можно начинать заниматься художественной гимнастикой

Художественная гимнастика справедливо считается одним из самых молодых видов спорта. Часто в секции приводят совсем маленьких девочек 3-4х лет. Если занятия проходят 2-3 раза в неделю в игровой форме, то они допустимы даже в таком юном возрасте. Оптимальным для начала занятий считается возраст 5-6 лет, когда дети уже достаточно сообразительные, чтобы обучаться многочисленным сложно координационным элементам. Суставы и связки в этом возрасте остаются мягкие для развития гибкости. Это физическое качество наиболее необходимо в художественной гимнастике.

Регулярные занятия укрепляют основные группы мышц, организовывают и дисциплинируют. Девочки постепенно осваивают технику выполнения движений телом и многообразие работы предметами, учатся преодолевать трудности, становятся целеустремлёнными. Художественная гимнастика даёт отличную базовую подготовку, которая пригодится в любой деятельности. Если в дальнейшем девочка решит заняться другим видом спорта либо танцами, то тело будет отлично подготовлено к любым нагрузкам.

Польза от занятий художественной гимнастикой

  1. Грациозность, пластика. Юные дарования приобретают эти качества в процессе многолетних тренировок. С девочками работают опытные тренеры и хореографы. Формируются красота движений, утончённые линии тела.
  2. Музыкальность, чувство ритма. Каждое движение композиции должно быть выполнено под определённый фрагмент музыкального сопровождения. Девочки учатся выражать мелодию движениями тела, создавая целостное выступление.
  3. Организованность. Художественная гимнастика требует ежедневных многочасовых тренировок, потому юным спортсменкам нужно учиться сочетать занятия спортом с учёбой. Для этого нужно максимально рационально организовать своё время.
  4. Целеустремлённость. В художественной гимнастике стабильность и результат достигается путём многократных повторений. К примеру, мастерство или риск может изначально не получаться, затем получаться через раз. Чтобы добиться постоянного выполнения данного движения без ошибок, гимнасткам иногда приходится повторять его сотню раз и более за одну тренировку.
  5. Возможность увидеть новые места. Процесс занятий художественной гимнастикой подразумевает участие в соревнованиях. Они проходят как в городе, где проживает спортсменка, так и в других городах, областях и странах. Это прекрасная возможность познакомиться с архитектурным, историческим и культурным наследием.
  6. Занятость. Одно из немаловажных преимуществ занятий спортом. Практически всё свободное время гимнасток занято усердными тренировками, что приводит к дефициту времени для обыкновенного гуляния во дворах. В подростковом возрасте это особенно актуально – меньше шансов попасть в «плохую компанию».
  7. Формирование лидерских качеств. С самого детства гимнастки сопровождает конкуренция. Это происходит внутри группы (привлечь внимание тренера, первой получить похвалу, научиться новым движениям раньше других девочек группы). Также лидерские качества развиваются в процессе соревновательной деятельности (стремление занять первое место, попасть в сборную команду для участия в более серьёзных стартах, попасть в первую 10-ку лучших). Если по своей природе девочка не является лидером, гимнастика формирует «здоровые» амбиции, что, несомненно, поможет во взрослой жизни.

Противопоказания

Противопоказания к занятиям художественной гимнастикой, как и любым другим видом спорта, существуют. В секции от родителей потребуют справку от врача, что ребёнок может заниматься гимнастикой. Доктор должен выдавать такой документ только после тщательного обследования. Для допуска к соревнованиям более взрослые гимнастки должны проходить специальную медицинскую комиссию несколько раз в год. Категорически запрещены занятия художественной гимнасткой детям с нарушениями:

  • Опорно-двигательного аппарата;
  • Нервной системы;
  • Сердечно-сосудистой, дыхательной систем;
  • Болезнями щитовидной железы;
  • Заболеваниями в острой форме;
  • Избыточной массой тела.

Когда уже поздно начинать заниматься художественной гимнастикой?

Тренеры неохотно берут в группы начальной подготовки детей старше 7 лет. Поскольку данный вид спорта предусматривает раннее начало соревновательной деятельности (уже в 5-6 лет). Гимнастки овладевают значительным диапазоном умений и навыков. Поэтому 7-8-летние девочки, которые только пришли заниматься, уже будут отставать от своих сверстниц. При наличии хороших природных данных, трудолюбия и поддержки тренера, девочки могут достичь необходимого уровня, но на это уходит несколько лет. Тяжелее всего даётся владение предметом. Эти навыки необходимо осваивать и нарабатывать годами, начиная с самого юного возраста.

Топ-5 советов при выборе спортивной секции

  1. При выборе спортивной секции в первую очередь необходимо обратить внимание на природные данные ребёнка. Это базовый фундамент для дальнейших возможных успехов будущего спортсмена. Рост, комплекция – характеристики, которые в одном виде спорта помогут, а в другом будут мешать достижению значительных спортивных результатов.
  2. Важной характеристикой является месторасположение спортивной секции. Для маленьких детей лучше подобрать секцию, которая территориально находится вблизи места жительства, поскольку занятия нужно совмещать с хождением в дошкольные учебные заведения, а впоследствии в школу. Дорога на тренировку не должна занимать много времени.
  3. Немаловажный аспект при выборе секции – темперамент ребёнка. Современные психологи считают, что даже при хороших антропометрических данных, но неподходящем типе темперамента, потенциальный спортсмен не добьётся успехов. Холерикам подходят единоборства, спортивные игры. Флегматики – отличные стайеры, им подходят любые занятия, требующие выносливости. Меланхоликам рекомендуют виды спорта, требующие выдержки, точности, расчёта, это любые разновидности метаний и стрельбы. Сангвиники – прирождённые лидеры, любят внимание. Им подходят индивидуальные зрелищные виды спорта (гимнастика, фигурное катание). Они часто добиваются успехов также в спортивных играх.
  4. Личность тренера. Тренеры выбирают разные стили общения со своими воспитанниками. Тренер-профессионал должен в первую очередь заинтересовать ребёнка, привить любовь к спорту. Излишняя «мягкость» тренера недопустима, это нарушает тренировочную дисциплину, и качественный тренировочный процесс невозможен. Спорт – это дисциплина, но не «муштра». Другой недопустимый пример – тренер, оскорбляющий и унижающий своих воспитанников за малейшую неточность в выполнении задания. Это сильно сказывается на психике юных спортсменов. Выбирать нужно тренера, который с одной стороны требовательный, но с другой – любит свою работу и воспитанников. Тренер должен стремиться максимально раскрыть потенциал каждого ребёнка, поддержать и помочь в любой ситуации.
  5. Интересы ребёнка. Перед выбором секции можно показать видео различных видов спорта, понаблюдать за ребёнком, какой из сюжетов вызвал наибольшую заинтересованность. Можно посетить спортивные соревнования по нескольким видам спорта в качестве зрителя, затем спросить, где больше всего понравилось.

Если выбор секции пал на художественную гимнастику, то предлагаются несколько советов родителям начинающих гимнасток:

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка была удобная для тренировок форма, подходящие по размеру и весу предметы.
  • Радуйтесь любым, даже самым маленьким успехам своей юной гимнастки.
  • Не нужно сравнивать свою дочь с другой девочкой из группы, девочкой на соревнованиях (у всех разные данные, возможности и скорость прироста результата). Сравнивайте свою гимнастку с ней самой, но полгода назад, либо год назад, это и будет прогресс.
  • Не будьте чрезмерно требовательны и критичны. Детям очень необходима поддержка родителей, оставьте замечания и критику тренеру.
  • Если у ребёнка пропало желание заниматься, постарайтесь выяснить причину. Возможно, она безобидная и, поговорив с тренером, Вы сможете изменить ситуацию.
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок не пропускал тренировки без уважительной причины.
  • Доверяйте своему тренеру, в разговоре с ребёнком поддерживайте его авторитет. Не критикуйте действия либо слова наставника в присутствии гимнастки.